пятница, 29 марта 2013 г.

Взаимное уважение. Автор статьи: Ольга ГУТМАН, психолог


Подробную информацию читайте на сайте "ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА"

Как же приятно, когда тебя уважают! Считаются с твоим мнением, проявляют внимание к твоим интересам, прислушиваются к тому, как было бы удобно решить важные для тебя задачи. Но всегда ли мы знаем, как проявить уважение к другому?

Сыт, обут, одет, – чего ему ещё?

На приеме у психолога мать 12-летнего Коли. Очень беспокоится, что сын стал упрямым, неопрятен в одежде, неаккуратен с вещами. Мало того – перестал следовать её советам, не проявляет никакого уважения к мнению старших. Мать подробно рассказывает о том, что она требует от сына, как её раздражает его небрежность, досадует, что сын не прислушивается к её критике.
На вопросы, чем увлекается Коля, чем ему больше нравится заниматься, чего он на самом деле хочет, к чему готов, а что ему ещё не по силам, мать задумывается, говорит, что заботится о сыне, жизнь кладёт на то, чтобы у него всё было благополучно, а он и так неблагодарный, неужели она ещё должна учитывать его настроения, пожелания, интересы?
Если вы настроены в первую очередь передать своё сообщение, добиться от дочери или сына уважения к вашему мнению, настоять на том, чтобы они делали так, как вы считаете нужным, вы будете сталкиваться с непониманием и «глухотой» и всё сильнее раздражаться и злиться. Но можно ведь начать с вопроса «Как, думаешь, будет лучше поступить сейчас?» или объяснить свою позицию, показать, что вы чувствуете по поводу происходящего, вместо того чтобы давать распоряжения. Нужно обсудить важные для вас вопросы, а не ждать, что ребёнок сам догадается, как ему вести себя, или поймет, чего вы от него ждали в конкретной ситуации.
Если вы хотите, чтобы ребёнок слышал вас, уважал ваши просьбы и требования, проявляйте к нему внимание, постарайтесь искренне понять его, расспросите, как он представляет себе развитие событий.

Всё в руках горит, дотла сгорает…

10-летний Ваня стал часто ломать игрушки, терять учебники, небрежно обращаться с вещами, рвал книжки, забывал, где оставил ранец со школьными принадлежностями. Отец встревожился и обратился к психологу. Может, у сына плохо с памятью, недостаточная организованность, повышенная агрессивность? Я поговорила с Ваней, он не был агрессивным, и я не заметила проблем с памятью. Когда спросила, почему он рвёт книжки, зачем ломает игрушки и почему не знает, где оставил ранец, Ваня спокойно пожал плечами: можно же купить новые игрушки, книжки, учебники. Дома так всегда и делается. Если что-то приходит в негодность или просто потерялось – никто из домочадцев не станет расстраиваться, просто пойдут и купят новое. Для папы стало открытием, что поступки Вани вызваны таким привычным отношением к вещам. Он удивился, но на следующей нашей встрече рассказал, что они вместе с сыном починили сломанную машинку, подклеили порванную книжку, а потом Ваня принёс папе рваный учебник и предложил вместе привести его в порядок. В ту же неделю на кухне, как назло, у одной табуретки сломалась ножка. Отец рассказал потом, как они переглянулись с женой и вместо уже привычного «купим новую» он позвал сына, и они починили табуретку.

Слышу, вижу, замечаю – значит, уважаю

11-летняя Оля всегда отлично училась, пела в хоре, занималась танцами, дома помогала во всех делах маме – и вдруг стала много болеть, очень устаёт, часто плачет, разлюбила ходить в школу. А все уже так привыкли, что Оля учится только на пятёрки, в хоре её всегда выбирают солисткой, на танцах занимает только первое место… И всё чаще родители стали требовать от неё только отличных результатов, очень гордились, что вырастили такую прекрасную дочь. Теперь вокруг только и говорили, какая у них замечательная и уважаемая семья, спрашивали совета, как воспитывать таких успешных детей, которые могут быть во всём первыми. Оля и правда была девочкой умной, чуткой и многое понимающей, только она всё реже чувствовала поддержку и понимание дома. И если вдруг получала четвёрку, очень боялась рассказать об этом маме с папой: вдруг будут очень сильно ругать? Вдруг не смогут гордиться дочерью, у которой не всё получается «на отлично»?
Важно поддерживать и уважать детей, ведь для того чтобы научиться чему-то новому, каждый человек должен пройти через опыт проб и ошибок. А если у ребёнка нет права получить отметку ниже пятёрки или занять не первое место, то у него и нет права рискнуть и попробовать что-то новое, чего он ещё никогда не пробовал делать.
Завышенные требования к ребёнку могут привести к истощению или нервному срыву, пропадёт желание учиться, осваивать новые знания, потому что он побоится рискнуть, показать себя слабым и неуспешным. У него может сложиться впечатление, что его достижения нужны не ему самому, а другим. К радости победы примешается ощущение принуждения.
Как помочь? Спросите: что нового сегодня удалось узнать? Что получилось хорошо, а что не очень хорошо? Чем я могу помочь тебе, в чём стоит разобраться вместе? Вовремя заметив, что ребёнку грустно или нездоровится, протянуть ему чашку молока или поддержать доброй шуткой. И тогда в другой раз вы заметите, что у вашего ребёнка нашлась добрая шутка для вас, или в самый нужный момент он предложит вам чашку молока и принесёт тёплый плед. Замечая, что может лучше поддержать вашего ребёнка, вы незаметно прививаете ему навык уважительного отношения и дружеской поддержки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий